Tintoretto
Тинторетто
(1518-1594)
Якопо Робусти,
более известный как Тинторетто
(итальянский Jacopo Robusti, Tintoretto; 1518-1594)
- один из величайших живописцев венецианской школы
позднего Ренессанса.
Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих
документах называется дата 1512 год. Своё прозвище
Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего
красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив
необыкновенную способность к живописи, он поступил
в ученики к Тициану и под его руководством делал
столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит
предание, не захотел держать его дольше у себя,
предугадывая в нём опасного себе соперника.
После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал,
однако, благоговеть перед своим бывшим наставником
и стремился в своих произведениях соединять Тициановские
блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым,
по его мнению, никто не обладал в такой степени,
как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене
у себя в мастерской девиз своего искусства:
"il disegno di Michelangelo
ed il colorito di Tiziano".
Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило
в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы
переработались у него в новый, индивидуальный стиль,
отличительные качества которого - живая драматичность
композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная
живописность в распределении света и теней, теплота
и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя
свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь
ими день и ночь, простирая свою нестяжательность
до такой степени, чтобы работать даром для своих
товарищей и возмещать себе только расход на краски,
Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность
наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако, не все его
работы хороши в одинаковой степени, что объясняется
поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое
время он занимался ими не торопясь, более внимательно,
а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же,
будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро,
небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи,
недостойные его имени.
Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся
к первой поре его деятельности: "Грехопадение Адама и Евы"
и "Убийство Авеля", исполненные совершенно в духе Тициана
(обе находятся в венецианской академии художеств)
"Поклонение золотому тельцу" и "Страшный Суд",
две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто,
в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность
в полном блеске талант Тинторетто выказывают
"Чудо святого Марка" (в венецианской академии),
"Брак в Кане Галилейской" (в ризнице церкви
Cанта-Mapиa делла Салуте), "Философ Диоген"
(в Новой Библиотеке, в Венеции),
"Открытие мощей святого Марка в Александрии"
и "Перенесение их на корабль"
(в Старой Библиотеке, в Венеции) многие другие картины,
рассеянные по разным европейским музеям, например
"Венера, Вулкан и Амур" (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене),
"Рождество Христово" и "Омовение ног"
(в Эскориальском дворце, в Мадриде), "Несение креста"
(в венской галерее), "Девять муз"
(в Гемптонкортском музее в Лондоне), "Юдифь"
(в мадридском музее дель-Прадо)
и "Рождество Иоанна Крестителя"
(в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге).
Ещё с большей яркостью, чем живопись масляными красками,
выражают искусство Тинторетто его фресковые работы,
дававшие его фантазии простор для развития обширных
и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный
ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его
фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны
в здании Школы святого Роха ("Распятие",
"Избиение младенцев", "Мария Магдалина в пустыне",
"Медный змий") и во дворце дожей, в Венеции
(колоссальное "Воскресение праведников",
"Венеция, богиня морей", "Завоевание Цары").
Занимаясь преимущественно исторической живописью,
Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых
многие поражают превосходной постановкой фигур,
выразительностью, силой красок и широким приёмом
исполнения. Таковы, например, портреты дожа
Николо де Понте (в венской галерее), адмирала
Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии),
медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке),
самого художника (в копенгагенском музее).
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви
к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти
(1560-1590), образовавшаяся под отцовским руководством,
успешно занималась портретной живописью.
Немецкий император Максимилиан и король Филипп II
испанский приглашали её к себе на службу,
но она не захотела расстаться с обожаемым родителем,
которому суждено было вскоре после того оплакивать
её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти
(1562-1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил
себе его манеру и пользовался известностью преимущественно
как искусный портретист.
|