Tintoretto
Тинторетто

(1518-1594)

      Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итальянский Jacopo Robusti, Tintoretto; 1518-1594) - один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

      Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 год. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: "il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano".

      Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого - живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

      Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности: "Грехопадение Адама и Евы" и "Убийство Авеля", исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств) "Поклонение золотому тельцу" и "Страшный Суд", две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность в полном блеске талант Тинторетто выказывают "Чудо святого Марка" (в венецианской академии), "Брак в Кане Галилейской" (в ризнице церкви Cанта-Mapиa делла Салуте), "Философ Диоген" (в Новой Библиотеке, в Венеции), "Открытие мощей святого Марка в Александрии" и "Перенесение их на корабль" (в Старой Библиотеке, в Венеции) многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например "Венера, Вулкан и Амур" (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене), "Рождество Христово" и "Омовение ног" (в Эскориальском дворце, в Мадриде), "Несение креста" (в венской галерее), "Девять муз" (в Гемптонкортском музее в Лондоне), "Юдифь" (в мадридском музее дель-Прадо) и "Рождество Иоанна Крестителя" (в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге).

      Ещё с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Тинторетто его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы святого Роха ("Распятие", "Избиение младенцев", "Мария Магдалина в пустыне", "Медный змий") и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное "Воскресение праведников", "Венеция, богиня морей", "Завоевание Цары").

      Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее).

      Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560-1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти (1562-1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.




Хостинг от uCoz