Сальвадор Дали
(1904-1989)

      Эпоха Дали! 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, свыше двадцати литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, даже балетные либретто: "Художник, рисуй!".

      Вспоминая о встречах с Дали, прежде всего говорят: весёлый, умеющий развлекаться, любитель парадоксов. Очень живой человек. При жизни собрал он множество эпитетов - от "сумасшедший" до "самый гениальный живописец". Как-то спросили его о названии картины, над которой он работал. Дали сказал: "Как я могу узнать название картины, если я её ещё не написал!". Вот теперь, когда он написал все свои картины, когда все они названы, пришла пора для исследователей подумать о наиболее точном определении места художника в мировой живописи.

      "Герой ни к кому не идёт в услужение!" Разве не прав Дали? Он учил художников быть богатыми, ибо тогда они независимы. И сам стал богатым. Но притом остался, как отмечали знающие его, бессребником.

      Он был независим, но то была независимость клоуна. Он сам признавал: "Я шут..." И мы никогда не поймём этого странного художника, если не прислушаемся к его словам о себе. Он клоун. Здравствуй, госпожа публика. Но он шут и по призванию, о Дали - непревзойдённом актёре - говорят все, знавшие его. Десятилетия создаёт он свою легенду, повседневно натягивая "униформу Дали". Демонстрирует независимость, стремясь высказать презрение и надавать миру пощечин - да так, чтобы лицо последнего носило их следы на щеках!

      Почему не поразить почтенную публику, выписав газету французских коммунистов "Юманите?". Но допускаем, что ему и просто нравилось читать эту газету.

      А изобретение "пулизма" - стрельба из духового ружья по литографскому камню? А стрельба красками из аркебуза? И вот уже яркими пятнами расцветает павлиний хвост.

      Не так давно рассказ о Дали неизменно предварялся рубрикой "Их кумиры", где художник представал монстром, вырожденцем, "сверхкривлякой и циником", грызущим доллар и изрыгающим на полотно его несъедобные остатки. И Дали настойчиво подтверждал эти нелепые обвинения, появляясь на вернисаже в манто из меха пантеры, выходя на прогулку с муравьедом, читая лекцию в скафандре...

      Ещё до войны сюрреалисты исключили Дали из своей группы. Им казалось, что он недостаточно поднимается над реализмом. А Дали никогда не был кастовым художником, как им не был никогда, например, Пикассо. Посмотрите, что проповедует "величайший художник разложений", обращаясь к своим младшим собратьям: "Если ты принадлежишь к тем, кто верит, будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, брось эту книгу и пребывай в своём блаженном идиотизме". А нам так долго внушали, что своей живописью Дали отрицает классику. Его любимые художники Вермеер и Веласкес. И с точки зрения художественной формы он является представителем классической школы, в чём легко убедиться, сопоставляя отдельные композиционные детали и колористические фрагменты его картин с картинами Босха и Питера Брейгеля.

      Дали именовал свои полотна "фотографиями, сделанными ручным способом". Теоретик А. Бретон давал такое определение: "Сюрреализм вокруг нас... Когда я беру в руки номер газеты, я вижу, что на одной полосе здесь уместились и сообщения о свадьбе, и фото, и некролог. Чем же это не образчик сюрреалистического творчества?!"

      Отчётливость (великолепный рисунок) и прозрачность - два свойства живописи Дали. Реализм ирреального. Любовь к цвету как к совершенству; к форме как к абсолюту. Он говорил, что действительность надо изобретать.

"Юность", N 12, 1988 г.

Шедевры мировой живописи. Выпуск N 1




Хостинг от uCoz