Сальвадор Дали
(1904-1989)
Эпоха Дали! 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры,
гравюры, декорации, свыше двадцати литературных
произведений: романы, стихи, киносценарии,
даже балетные либретто: "Художник, рисуй!".
Вспоминая о встречах с Дали, прежде всего говорят:
весёлый, умеющий развлекаться, любитель парадоксов.
Очень живой человек. При жизни собрал он множество
эпитетов - от "сумасшедший" до "самый гениальный
живописец". Как-то спросили его о названии картины,
над которой он работал. Дали сказал: "Как я могу узнать
название картины, если я её ещё не написал!". Вот теперь,
когда он написал все свои картины, когда все они названы,
пришла пора для исследователей подумать о наиболее
точном определении места художника
в мировой живописи.
"Герой ни к кому не идёт в услужение!" Разве не прав
Дали? Он учил художников быть богатыми, ибо тогда они
независимы. И сам стал богатым. Но притом остался,
как отмечали знающие его, бессребником.
Он был независим, но то была независимость клоуна.
Он сам признавал: "Я шут..." И мы никогда не поймём
этого странного художника, если не прислушаемся
к его словам о себе. Он клоун. Здравствуй, госпожа
публика. Но он шут и по призванию, о Дали
- непревзойдённом актёре - говорят все, знавшие его.
Десятилетия создаёт он свою легенду, повседневно
натягивая "униформу Дали". Демонстрирует независимость,
стремясь высказать презрение и надавать миру пощечин
- да так, чтобы лицо последнего носило их следы
на щеках!
Почему не поразить почтенную публику, выписав газету
французских коммунистов "Юманите?". Но допускаем,
что ему и просто нравилось читать эту газету.
А изобретение "пулизма" - стрельба из духового ружья
по литографскому камню? А стрельба красками из аркебуза?
И вот уже яркими пятнами расцветает павлиний хвост.
Не так давно рассказ о Дали неизменно предварялся
рубрикой "Их кумиры", где художник представал монстром,
вырожденцем, "сверхкривлякой и циником", грызущим доллар
и изрыгающим на полотно его несъедобные остатки.
И Дали настойчиво подтверждал эти нелепые обвинения,
появляясь на вернисаже в манто из меха пантеры,
выходя на прогулку с муравьедом, читая лекцию
в скафандре...
Ещё до войны сюрреалисты исключили Дали из своей группы.
Им казалось, что он недостаточно поднимается
над реализмом. А Дали никогда не был кастовым художником,
как им не был никогда, например, Пикассо. Посмотрите,
что проповедует "величайший художник разложений",
обращаясь к своим младшим собратьям: "Если ты
принадлежишь к тем, кто верит, будто современное
искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, брось эту книгу
и пребывай в своём блаженном идиотизме". А нам так долго
внушали, что своей живописью Дали отрицает классику.
Его любимые художники Вермеер и Веласкес. И с точки
зрения художественной формы он является представителем
классической школы, в чём легко убедиться, сопоставляя
отдельные композиционные детали и колористические
фрагменты его картин с картинами Босха
и Питера Брейгеля.
Дали именовал свои полотна "фотографиями, сделанными
ручным способом". Теоретик А. Бретон давал такое
определение: "Сюрреализм вокруг нас... Когда я беру
в руки номер газеты, я вижу, что на одной полосе здесь
уместились и сообщения о свадьбе, и фото, и некролог.
Чем же это не образчик сюрреалистического
творчества?!"
Отчётливость (великолепный рисунок) и прозрачность
- два свойства живописи Дали. Реализм ирреального.
Любовь к цвету как к совершенству; к форме как
к абсолюту. Он говорил, что действительность
надо изобретать.
"Юность", N 12, 1988 г.
Шедевры мировой живописи. Выпуск N 1
|